АНДРЕЙ КУШНИРЕНКО: «ДЕПУТАТСКИЙ ФОНД» – ИНСТРУМЕНТ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЯТЬ СРЕДСТВА ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА БОЛЕЕ СПРАВЕДЛИВО

Andrey Kushnirenko

В большинстве областных центров и областей Украины при распределении средств бюджетов введено понятие – депутатский фонд. Это средства, используемые в соответствии с бюджетными процедурами, но под контролем и по инициативе депутата.

Внедрение «депутатского фонда» скорее вынужденная мера, и продиктована тем, что существующая в нашей стране система распределения общественных благ не отвечает требованиям общества.

Дискуссию на тему, как правильно распределять общественные блага, экономическая наука ведет не менее 200 лет, а в Запорожском облсовете она возникла первый раз в декабре 2017 года.  Нужно отметить, что подобная тема возникает только в обществах, где присутствует хотя бы минимальный уровень демократии, существуют выборы и в процесс вовлечены избранные политики.  В недемократических странах такая дискуссия отсутствует. Опыт развитых демократических стран гласит, что неизбранные политики должны быть удалены из этого процесса или отдалены так далеко, как это возможно.  Почему?  Да все просто — назначенный (не избранный) политик не несет ответственности перед избирателями. Поэтому интересы назначенных, а тем более не местных администраторов вносят большие искривления в процесс общественного выбора.

Для справки: «Особый политический процесс, выражающийся во взаимодействии избирателей и профессиональных политиков, и обеспечивающий принятие государственных решений о распределении ресурсов для производства общественных благ, называется общественным выбором. Наиболее существенная черта последнего — соизмерение предельных выгод и предельных издержек в процессе принятия решений политиками, ориентирующимися на голоса избирателей».

Действующее законодательство Украины отводит назначенным администраторам главенствующую роль в процессе перераспределения средств областных бюджетов, основываясь на принципе бюджетного выравнивания. (Бюджетное выравнивание – это процесс, осуществляемый органами власти вышестоящего уровня, с целью сглаживания различий в уровнях социально-экономического развития территорий, обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней и равной возможности реализации на всей территории страны).

Но после начала так называемой финансовой децентрализации и переноса дополнительной финансовой нагрузки на местные бюджеты, былое выравнивание уже ничего не выравнивает. И даже наоборот, собственные интересы представителей исполнительной власти оказывают существенное воздействие на принятие решений о распределении общественных благ. Они (представители исполнительной власти) не имеют прямых контактов с избирателями, не склонны учитывать все детали предпочтений разных групп избирателей, ориентируются на выполнение общей задачи соответствующей вертикали власти.

Важным вопросом в дискуссии о перераспределения бюджетных средств является дилемма «эффективности и справедливости».  Существует минимум десяток подходов и теорий, как правильнее перераспределять общественные блага и как найти компромисс общественного выбора. Большинство исследователей приходят к выводам, что для средств, распределяемых на местном уровне, больше подходит принцип справедливости, а на центральном уровне — эффективности.

 Декабрьская сессия Запорожского облсовета показала, в нашей области все по науке.  Избранные политики в основном за справедливость, а представители исполнительной власти — за эффективность. В этом наша область ничем не отличается от любого региона в любой стране мира, где проводятся выборы, и где наблюдается слабая децентрализация.

А где же компромисс общественного выбора в Запорожской области?

Используя научно обоснованную методологию, беря во внимание действующее бюджетное законодательство и нормативно-правовые акты, можно предположить, что в Запорожской области, как и в любой области Украины, компромисс общественного выбора может находится в таких предельных параметрах: по принципу справедливости, должны распределяться средства на уровне закрепленных доходов, а по принципу эффективности — трансферы из государственного бюджета. Это означает, что под контролем и по инициативе депутатов Запорожского областного совета в 2018 году, должны перераспределяться средства в размере около 2,8 млрд. грн.

В будущем, если в определении компромисса общественного выбора будут принимать участие только выбранные политики, механизм может трансформироваться. И чем глубже децентрализация, тем результат становится все более справедливым.